«Фыдыбæстæ, æвзаг, æгъдау æмæ фарн. Худинаджы бæсты - мæлæт!» Ю.С. Гаглойти

Тыбылты Алыксандры номыл Хуссар Ирыстоны паддзахадон университет
Юго-осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова
South Ossetian State University named after A.A. Tibilov

26 Сентября 2023

Государственность Республики Южная Осетия в контексте геополитических рисков и угроз на постсоветском пространстве

Государственность Республики Южная Осетия в контексте геополитических рисков и угроз на постсоветском пространстве Выступление ректора ЮОГУ Вадима Тедеева в Академии наук Абхазии на пленарном заседании II-й Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию окончания Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов и 15-й годовщине признания Российской Федерацией независимости Республики Абхазия. Сухум, 21 сентября 2023 года.

Государственность Республики Южная Осетия в контексте геополитических рисков и угроз на постсоветском пространстве.

Геополитические угрозы для Южной Осетии были в своей основе созданы последствиями распада Советского Союза и приходом к власти в Грузии националистов, поставивших своей задачей геноцид осетинского народа и создание независимой Грузии как мононационального государства. Более глубокие причины связаны с включением Южной Осетии в состав Грузии, пусть и с определенными правами автономии в 1922 году.

Сегодня Российской Федерации и всем нам была объявлена информационная война с сознательным распространением откровенной клеветы, русофобских, осетинофобских и абхазофобских историко-политических фантазий против России, против наших народов.

Безусловно, геополитические риски связаны и с внутриполитической стабильностью в государствах Южного Кавказа, что объясняется разными причинами, особенно с приближением президентских или парламентских выборов. Сохранить внутриполитическую стабильность Южной Осетии с учетом постоянно присутствующего геополитического вызова Грузии – это обязанность каждого гражданина Республики и, в первую очередь, представителей всех ветвей власти.

Сегодня со стороны Украины и стран НАТО происходит неприкрытое подталкивание Грузии к обострению ситуации на Южном Кавказе для открытия так называемого второго фронта.

При этом необходимо отметить те геополитические направления, которые являются благополучными. Это, прежде всего, Российская Федерация, которая является самой близкой страной для Южной Осетии и регулярно помогает не только мирному строительству Республики, но и оказывает огромную поддержку на международной арене. Геополитическое сотрудничество с Россией развивается практически во всех сферах жизни Республики Южная Осетия, но особенно нужно отметить военно-экономическое сотрудничество, которое непосредственно связано с решением геополитических задач и обеспечением безопасности Республики.

Следующим геополитическим направлением Южной Осетии является выстраивание системы взаимоотношений с Республикой Абхазией. Республика Абхазия имеет схожую с Южной Осетией историю, в основе которой находится борьба осетинского и абхазского народов против грузинской агрессии. Совместными усилиями и благодаря поддержке России попытки Грузии уничтожить осетинский и абхазский народы потерпели неудачу. Однако анализ действий Грузии, даже после смены режима Михаила Саакашвили, показывает, что эти задачи с повестки дня в Грузии не сняты.

В настоящее время Грузия не оставляет попыток лишить осетинский и абхазский народы своей государственности и вообще изгнать их с земли предков. В целях пропаганды, определенными политическими кругами в соседней Грузии ведутся разговоры о переходе к политике мягкой силы, которая якобы повернет в сторону Грузии осетин и абхазов.

Сотрудничество наших стран, Южной Осетии и Абхазии в разных сферах –  военной, экономической, культурной, образовательной и научной – должно быть максимально эффективным.

Южной Осетии необходимо основательно рассматривать и такие геополитические направления, как Боливарианская Республика Венесуэла, Республика Никарагуа, Сирийская Арабская Республика и другие страны – члены ООН, признавшие независимость нашей страны при международной поддержке со стороны России. Также необходимо выстроить сотрудничество в разных сферах с Исламской Республикой Иран, с Турецкой Республикой и другими государствами, расположенными к нам в географической близости.

Пришедшие после распада СССР к власти в Грузии Звиад Гамсахурдия, Эдуард Шеварднадзе, Михаил Саакашвили использовали в сторону Южной Осетии политику военной агрессии.

В августе 2008 года в ходе агрессии грузинской армии, нарушившей нормы международного гуманитарного и военного права по отношению к Южной Осетии, народ республики подвергся очередной варварской вооруженной агрессии, продолжился геноцида осетинского народа, теперь уже со стороны режима Саакашвили.  

Грузинский режим обрушил всю свою военную мощь на спящий город Цхинвал и другие населенные пункты республики. Первый удар на себя приняли югоосетинские силовые структуры, российские миротворцы и ополченцы.

В ходе упорных боев удалось сдержать натиск грузинских агрессоров до подхода помощи российской армии. Благодаря самоотверженности осетинского народа, военному вмешательству Российской Федерации, помощи братских народов в августе 2008 года народ Южной Осетии был спасен от уничтожения, Республика одержала победу над агрессором.  Российская Федерация стала гарантом безопасности не только для самой Южной Осетии, но и для всего закавказского региона в целом, разместив на территории Южной Осетии воинский контингент.

Россия встала на защиту принципов национального суверенитета молодой республики, принудив Грузию к миру, признав ее независимость  и подписав договор с Южной Осетией о союзничестве и интеграции. Военное присутствие России в Южной Осетии стало гарантом безопасности для нашей республики, восстановлен также военно-политический баланс сил на Южном Кавказе.

Все вышеизложенное делает абсолютно невозможным жизнь Южной Осетии и Грузии в одной стране.

Геополитическое мировоззрение осетинского народа исходит из основополагающего принципа, что гарантом безопасности и мира является Россия, а источником угрозы существованию народа Южной Осетии является Грузия и отдельные ее союзники.

Возможности Южной Осетии противостоять геополитическим угрозам заключаются в укреплении стратегического союза прежде всего с Россией, а также с другими странами, признавшими нашу республику, и укрепление собственного оборонного потенциала.

Важным направлением в парировании геополитических угроз является работа с мировым общественным мнением.

Международное сообщество необходимо обеспечить достоверной информацией об имевших место систематических военных преступлениях со стороны Грузии в отношении народа Южной Осетии и о нарушениях грузинской стороной фундаментальных основ международного права.

Политика России по созданию многополярного мира, основанная на уважении к суверенитету других стран, полностью противоречит действиям США, их союзников по блоку НАТО и иных, близких к ним политических сил, которые стремятся укрепить положение США как единственной мировой державы, диктующей свои условия остальному мировому сообществу.

При этом США присвоили себе право в обход существующих в мировом сообществе правовых механизмов начинать войны и организовывать государственные перевороты для решения своих собственных геополитических задач, которые в идеологическом плане прикрываются риторикой о демократии и правах человека. В частности – «Революция роз» в Грузии, «Оранжевая революция» на Украине и произошедший в этой стране государственный переворот, логическим продолжением которого стала гражданская война в республиках Донбасса, приведшая к многотысячным жертвам и миллионному потоку беженцев.

Республика Южная Осетия в полной мере испытала на себе последствия этой политики.

В описанном выше современном геополитическом контексте Южная Осетия занимает свое достаточно важное место. Братские отношения между Россией и Южной Осетией вышли на новый правовой уровень и развиваются в рамках межгосударственного договора «О союзничестве и интеграции между Российской Федерацией и Южной Осетией».

Данный договор дает прочную правовою основу для развития отношений между Россией и Южной Осетией как во всех сферах мирного строительства, так и сотрудничества и взаимной поддержки в военной сфере.

Сейчас Южная Осетия является не просто дружественным по отношению к России суверенным государством, но прежде всего это геополитический и военный форпост России и важный элемент российской системы глобальной безопасности. В ходе грузинской агрессии, которая длилась 19 лет, с ноября 1989 года по август 2008 года, народ Южной Осетии выстоял, показав всему миру стойкость, самоотверженность и единство с братской Россией. Российская Федерация, разместив свои военные базы по периметру Южной Осетии, стала ее гарантом безопасности, а для всего Южного Кавказа с точки зрения геополитики – балансом сил.

Руководство России подчеркивает свое уважение к государственному суверенитету Южной Осетии.

Помимо независимого пути развития государственности, целесообразно рассмотреть и возможный вариант вхождения Южной Осетии в состав Союзного государства России и Белоруссии. Ваш покорный слуга об этой возможной форме взаимоотношений с Российской Федерацией говорил еще в 2014 году, выступая в Российском институте стратегических исследований (РИСИ). В этом случае Южная Осетия будет состоять с Российской Федерацией и Белоруссией в составе единого государства, оставаясь при этом единицей международного права.

Назрела необходимость со стороны Российской Федерации, с учетом создавшейся обстановки в мире, привлечь потенциал Южной Осетии к активной международной деятельности. Южная Осетия признана шестью странами – членами Организации Объединенных Наций. Сейчас назрела важность усиления международных позиций Южной Осетии как союзника России.

Юго-Осетинский народ, который перенес геноцид со стороны Грузии, вправе добиваться членства в ООН.

Поэтому в актуальную повестку дня необходимо поставить вопрос о вхождении Республики Южная Осетия в Организацию Объединенных Наций и активизацию процесса признания Республики Южная Осетия другими государствами, которые относятся к числу союзников Российской Федерации (Республика Беларусь, Китайская Народная Республика, Республика Индия, Исламская Республика Иран, Турецкая Республика и др). Для Южной Осетии также важно, чтобы и руководство Грузии пришло к пониманию признания независимости Республики Южная Осетия. Грузия должна официально признать независимость Республики Южная Осетия, и только с этого момента можно будет говорить о выстраивании каких-либо межгосударственных отношений.

На данном этапе это создаст дополнительные возможности для большей поддержки политики России на международной арене, и одним из шагов в этом направлении можно считать вхождение Южной Осетии в ООН.  Необходимо вхождение Республики Южная Осетия во все блоки военного и экономического сотрудничества, в которых состоит Российская Федерация, для начала хотя бы в статусе наблюдателя.

Также назрела необходимость создания мощного международного содружества стран-единомышленников, как крупных, так и малых, типа Южной Осетии, для усиления взаимной поддержки и отстаивания базовых принципов многополярного мира. Это сложный путь, но уверен, что поддержка со стороны России и стран, признавших нашу независимость, позволит нам решить и эту важную задачу.

Вопрос веры стоит у южных осетин на особом месте. Интеграционные процессы с Русской Православной Церковью важны для каждого верующего в республике. Принципиально важным вопросом для развития государственности Республики Южная Осетия – это вопрос признания Аланской Епархии Русской Православной Церковью. Осетинский народ в основной своей массе верит в Бога и почитает Святую Церковь и этот вопрос нуждается в принятии специального заявления Патриарха о том, что Русская Православная Церковь не относит Аланскую Епархию к канонической территории Грузинской Православной Церкви (ГПЦ).

Грузинская Церковь фактически поддержала и благословила агрессию и геноцид режима Саакашвили против народа Южной Осетии и Абхазии. Такая позиция Грузинской Церкви является не случайной.

Еще 28 октября 1990 года Католикос всея Грузии Илия II принял шокирующее решение о том, что «отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невинность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа. Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению…».

Церковь Грузии не призывала к миру и милосердию, она благословила войну против Южной Осетии и Абхазии. От руководства Грузинской Православной Церкви не прозвучало осуждения уничтожения гражданского населения в Южной Осетии, убийства российских миротворцев. Это обстоятельство делает невозможным церковное единство между Южной Осетией и Грузией. Аланская Церковь находится в полной независимости от грузинской церкви, и необходимо получить полное и безоговорочное признание этого факта со стороны остальных православных церквей.

Те, кто должен нести слово Божье и проповедовать мир, добро и милосердие, не имеют права поддерживать агрессию. Грузинская сторона переступила эту черту.

Не менее важной для государственного развития Южной Осетии является внутриполитическая стабильность в республике.

Внутриполитический накал в Республике выгоден прежде всего Грузии, США и остальным странам, проводящим недружественную политику в сторону Южной Осетии.  Активизировались грузинские спецслужбы, а также спецслужбы западных стран по отношению к Южной Осетии, для которых процветающая и спокойная Южная Осетия – раздражающий фактор. Сохранить политическую стабильность внутри нашего государства – святая обязанность  каждого гражданина и в первую очередь представителей всех ветвей власти.

Строительство государственности республики Южная Осетия и происходящий одновременно с этим процесс расширения сотрудничества с Россией требует обратить особое внимание на формирование гражданской идентичности как направление государственной политики.

В Южной Осетии проживают не только представители народов, с которыми традиционно поддерживались дружественные отношения, но и тех, с которыми были различного рода конфликты. Совместно с осетинами, не испытывая неудобств и дискриминации, живут многие национальности и в их числе, например, грузины.

Главное – это принцип гражданства и лояльность к государству Южная Осетия и его законам.

С окончанием боевых действий в августе 2008 года мир пришел на многострадальную землю Южной Осетии. Из различных регионов России немедленно пошла в Республику гуманитарная помощь.

Российская Федерация приступила к восстановлению Республики. В кратчайшие сроки большая часть разрушенных жилых строений была отстроена заново, восстановлена вся улично-дорожная сеть в городе Цхинвал. Отремонтированы все основные автомобильные дороги в районы Республики. Реализуется инвестиционная программа социально-экономического развития Южной Осетии, в рамках которой Правительство Российской Федерация и Республики Южная Осетия проводят масштабную работу по полному восстановлению республики и ее экономическому развитию по всем направлениям.

Работа Правительства должна быть строго ориентирована на то, чтобы, опираясь на помощь со стороны России, создавать внутренние условия для роста экономики Южной Осетии и развития ее научного, культурного и человеческого потенциала, чтобы Республика Южная Осетия уверенными темпами развивалась в условиях внешней и внутренней политической стабильности.

Военная агрессия Грузии в период с ноября 1989 по август 2008 годов, землетрясение в апреле 1991 года, распад Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 года нанесли огромный урон экономике Южной Осетии.

С учетом вышеизложенного, для большей эффективности дальнейшего всестороннего развития Республики целесообразно обозначить следующие важные пункты:
1.    Наступило время покаяния всего грузинского народа перед народом Южной Осетии!
2.    Южная Осетия имеет полное право на предъявление Грузии реституционных и репарационных требований, необходимо обязать государство-агрессор – Грузию – возместить убытки, причиненные войной в период с 1989 по 2008 годы, в пользу Южной Осетии! Надо начать переговоры с Грузией о выплате репараций. В последнее время мы перестали об этом говорить и это недопустимо.
3.    Необходимо в рамках трехсторонних переговоров (Россия, Южная Осетия, Грузия) добиться от Грузии дачи гарантий безопасности путем подписания соглашения о ненападении на Южную Осетию, признав право народа Южной Осетии на государственность.
4.    Специфика Республики Южная Осетия такова, что важнейшей миссией Юго-Осетинского государственного университета является миссия политическая, учитывая ситуацию, связанную с особенностями новейшей истории Республики Южная Осетия и существующих политико-информационных угроз не только нашей безопасности, но и нашего важнейшего геополитического союзника – России. Наличие такого центра образования, науки, культуры в Республике Южная Осетия, как Юго-Осетинский государственный университет, является важным фактором защиты не только суверенитета Южной Осетии, но и политических интересов России.

Таким образом, можно заключить, что Республика Южная Осетия находится в зоне повышенных геополитических рисков. Благодаря стойкости и самоотверженности народа, благодаря тесному сотрудничеству с Российской Федерацией, активной военно-политической и экономической помощи народу Южной Осетии, благодаря собственным ресурсам удается справляться с этими угрозами, строить свое молодое государство и обеспечивать достойный жизненный уровень для своего народа.

Прошло 15 лет со дня окончания войны в Южной Осетии. Прошло 15 лет со дня признания Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии. Все эти годы Республики развиваются, ветви власти плодотворно функционируют. Республики Южная Осетия и Абхазия состоялись как государства, с чем я и поздравляю всех присутствующих. Спасибо.
Короткая ссылка на новость: http://www.xipu.ru/~c8f2T